19.05.2024
Стагнация на рынке синтетических каучуков в России сменилась позитивной динамикой, которая по ожиданиям экспертов, опрошенных газетой "Коммерсант", сохранится до конца года.
Так, по итогам первого квартала объем выпуска синтетических каучуков вырос на 5,2% год к году, до 377 тыс. тонн. В марте, по данным Росстата, показатель вырос на 3,3% год к году, до 136 тыс. тонн. По итогам года участники рынка и эксперты ожидают рост производства на 3–6%.
"Мировой рынок каучуков находился в стагнации с 2019 года. В 2019–2020 годах торговая война США и Китая и пандемия ударили по потребляющим каучук отраслям — автопрому и шинной индустрии. В 2021 году мировое потребление каучуков выросло до 29,9 млн тонн (15,8 млн тонн – синтетические каучуки, 14,1 млн тонн — натуральный каучук), но в 2022–2023 годах в результате энергокризиса мировой рынок опять начал сужаться", — сказано в обзоре Центра экономического прогнозирования (ЦЭП) Газпромбанка.
При доле экспортных продаж в 55–65% снижение спроса со стороны зарубежных потребителей сильно отразилось на российском рынке, указали аналитики. Кроме того, негативное влияние на объемы потребления синтетических каучуков (СК) оказывал и спад в отечественном производстве шин. "Сделки по продаже шинных активов международных компаний российским инвесторам завершились в основном только в 2023 году, и часть бывших локализованных производств мировых брендов до сих пор простаивает. Поэтому внутреннее потребление СК сильно просело в 2023 году. Даже рост потребления в сегменте резино-технических изделий (РТИ) не смог компенсировать снижения в покрышках", — отметил главный редактор RUPEC Дмитрий Семягин.
С начала 2024 года в производстве синтетических каучуков (СК) действительно наблюдается подъем, который в том числе связан и с оживлением шинного рынка. Однако ожидать рекордных результатов от отечественного СК не стоит ввиду экспансии шинных производителей из Китая и общемировой стагнации. "Можно говорить о сдержанном оптимизме на рынке. Потенциал роста основные сами российские производители оценивают в диапазоне 3–6%", — спрогнозировал Семягин.
Основные перспективы связан с восстановлением шинного производства в России. Так, в 2024 году ожидается запуск российских заводов Cordiant (Ульяновск) и Michelin, а также наращивание объемов выпуска на Cordiant в Калуге и Ikon во Всеволожске. Также два новых шинных лидера рынка РФ — “Татнефть” и “Кордиант” заявляли о грядущем перенаправлении экспорта шин на новые географии. Ожидается и повышение загрузки иностранных шинных активов "Татнефти" в Казахстане и Узбекистане.
"Сам рост российского шинного производства будет способствовать увеличению спроса на российский СК. Кроме того, отечественные производители еще в 2023 году начали замещать выпавшие поставки каучуков из Европы, разрабатывая новые марки. Так "Сибур" отчитался о замещении в 2023 году 7 импортных марок СК и 50 позиций не каучукового сырья. А на 2024 год компания планирует запустить совместный НИОКР с шинными компаниями по импортозамещению натурального каучука в шинах различного назначения", — подчеркнул глава RUPEC.
Второе потенциальное направление для роста спроса на каучуки — это увеличение выпуска резинотехнических изделий (РТИ) внутри страны за счет роста спроса со стороны обрабатывающих производств. Увеличение потребления в сегменте возможно на уровне 4–7%, заключил Семягин.
Источник rupec.ru